То, что автомобили для внутреннего рынка отпускались в торговую сеть всё же комплектными, но не дособранными, было общеизвестно и в порядке вещей. Причина этого, особенно выделяющегося на фоне существования отдельной конвейерной нитки “на экспорт” с отбраковкой исключительно в “Берёзку”, была достаточно цинична и проста.
Если Вы помните великий фильм “Берегись автомобиля”, то в нём был в полной мере сформулирован народный взгляд на обладателя автомобиля: кроме партийных начальников и директоров заводов личный транспорт мог приобрести только Дима Самоцветов. То есть человек, честно зарабатывающий, по определению машину купить не мог. А поскольку вся страна, голосом Самоцветовского тестя, гениально изображённого Папановым, говорила две ключевые фразы: “Тебя посодють, а ты не воруй!” и “Свободу Юрию Деточкину!”, то каждый был готов не то чтобы броситься на амбразуру, но гадость “наворовавшему” сделать, проявив таким образом свою пролетарскую солидарность.
И проявляли, не закручивая до конца гайки или забивая болты кувалдой. Для сохранения справедливости следует сказать, что инженерная прослойка, имевшая, по сравнению с пролетарием, на порядки меньше возможностей обзавестись стальным конём, если и держала фигу в кармане, то такую, которая на качество продукции не влияла.
Для понимания дальнейшего, здесь надо остановиться и постараться понять психологическую подоплёку всего этого. Человек осознавал, что как бы он не старался, никогда не сможет приобрести ту продукцию, которую он выпускает. И если те, кто работал на оборонку, понимали, что произведённое их руками в конце концов послужит им же, тем более что война ещё не стёрлась из памяти, то были они скорее исключением.
Производившие рядовой ширпотреб, зачастую его сами и покупали, поругиваясь на бракоделов (ведь если в “оборонке” была “военная приёмка”, то в гражданской промышленности дела с контролем качества обстояли, скажем попроще, совсем никак), доводили своими руками изделие до нужных потребительских кондиций. А вот с продукцией “для богатых” была реальная беда. Не следует забывать и о том, что из всех отраслей промышленности именно автопром создаёт больше всех рабочих мест, а значит большое количество людей оказалось в буквальном смысле слова поражено бациллой классовой ненависти к потребителю своей продукции.
В современный капитализм выплеснулось, по самым скромным оценкам, под миллион человек, уверенных в том, что существенно превышающие их “получку” деньги можно только украсть. И, при появлении такой возможности, они не лишают себя удовольствия “отомстить”. Именно отсюда происходят знаменитые плевки в тарелку от официантов со всякими прочими мелкими ресторанными гадостями.
Если работающий в любой старо-европейской стране бармен или официант в свой выходной свободно ходит в другой бар или ресторан как обычный посетитель, то он с уважением относится к тому, что делает сам и, как следствие, к своим клиентам. Причём такая солидарность производителя с потребителем усиленно культивировалась даже в около социалистическом лагере. Если вернуться к тому же автопрому, то в замечательной Швеции работника завода Volvo, приехавшего к заводу на автомобиле другой марки, немедленно увольняли. Именно за неуважение своего труда, проявившееся в нелояльности к "родной" марке.
Наши же сограждане, в заметной своей массе, до сих пор сохранили поистине люмпеновское отношение к тому, что они делают. И отомстить “жулику”, “вору” и “олигарху” считают своей первоочередной задачей. В нашем, сейфовом болоте, которое как раз и работает на тех, у кого денег чуть больше чем у их окружающих, такое отношение к клиенту является чуть ли не системой.
Как-то раз, оказавшись вынужденными обслужить двери производства самого раскрученного и пафосного (на тот момент) российского производителя, увенчанного всякими наградами, забравшись внутрь скрытого от глаз механизма, мы остолбенели увидев надпись с предложением из известного 3-х буквенное сочетания, мол "х.. Вам, а не двери”. Следует отметить, что всё действительно было по-написанному: то, что можно было сделать через пятую точку, именно так и было исполнено. Причём автограф, со всеми прилагательными, был зафиксирован на всех, попавшихся под руки изделиях. Оказавшись через несколько лет на заводе у этого производителя и зайдя, инкогнито, естественно, в рабочую раздевалку, довелось услышать разговоры, исполненные первозданной марксистской ненавистью как к собственному эксплуататору, перемещающемуся на мерседесе G-класса, так и к покупателям, которые разумеется “такие же”.
Наверное уже сказанного было бы достаточно для объяснения, почему мы избегаем изделий как отечественного производства в частности, так и соцлагерного в общем. На самом деле всё ещё хуже.
Вы же помните знаменитое высказывание классика марксизма о капиталисте и прибыли? Ну так вот, поскольку сейф является уникальным в своём роде изделием с практически полностью скрытыми потребительскими качествами, то соблазн изготовить и продать вместо настоящей вещи её имитацию велик. И если старо-европейский хозяин завода ещё сдерживаем, нет, не совестью, а боязнью возмездия, то “наши” не боятся вообще ничего, а совесть им “не загружали”. То есть решение об изготовлении и продаже потребителю, по сути фальшивки, принимается именно владельцем, который в любой момент готов прихватить запасной чемоданчик и исчезнуть за горизонтом, и только в процессе результат “дорабатывается” пролетарием.
Именно поэтому, спасибо, но без нас.