Сейф для гостиницы или отеля
Путешествуя по миру, в гостиницах всем доводится сталкиваться с сейфами в номерах. Для кого то этот опыт становиться базовым для принятия дальнейшего решения о приобретении (или нет) сейфа для личного использования. Мы расскажем Вам про историю и развитие этих специфических сейфов.
Предлагаем Вашему вниманию правдивую историю гостиничных сейфов:
Не так просто, как кажется и не так дёшево, как хочется.
Исторически в гостиничных номерах никаких сейфов предусмотрено не было. Постояльцы, которым нужно было сохранить что-то ценное, полностью доверяли хозяину гостиницы и отдавали ему свои ценности на хранение. Первыми, начавшими устанавливать индивидуальные сейфы в номерах, стали круизные лайнеры. Что и понятно, ведь в уважаемой гостинице посторонних людей нет, а на корабле всегда царит проходной двор.
Постепенно эта тенденция, тем более что туризм в мире стал стремительно набирать обороты, и по гостиницам стали останавливаться такие персонажи, которых раньше и на порог бы не пустили, начала набирать обороты. Тем более что и с персоналом отелей тоже всё стало хорошо.
Ключевой период
Первые гостиничные сейфы запирались, что естественно для второй половины 50-х, просто на ключ.
Что достаточно быстро выявило недостатки ключевых замков. Самым неприятным была привязка каждого ключа к конкретному номеру отеля. И участились детективные истории, когда предыдущий "гость", предусмотрительно сделав дубликат, облегчал последующего от излишних ценностей. Про игры персонала можно не говорить.
Было найдено достаточно изящное для тех лет решение, когда сейфовый замок разделили на две части. Фактически выдернув из него "личинку", хранящую секрет. В номере стояла коробка, которую запереть, не получив на ресепшн личинку вместе с ключиком, было невозможно.
Соответственно у портье в коробке лежали комплекты ключ + половинка замка, которые по комнатам распределялись случайным образом. Называлась эта система block-lock. Дополнительно она дала возможность гостиницам брать с постояльцев дополнительную плату за услугу "предоставления индивидуального сейфа".
Эра электронных замков
Началась где-то в конце 80-х одновременно с туристическим бумом на Испанском Средиземноморье. И технологии дозрели для возможности производства не очень дорогой и надёжной электроники, и клиенты освоили кредитные карты, мошенничество с которыми ещё не набрало промышленные обороты. Святая вера в сочетание электроники с банкингом привели к взлёту популярности гостиничных сейфов, на которых стоял электронный замок с возможность открывания его кредитной картой. Которые тогда были только магнитными, чипы были ещё далеко за горизонтом.
Народ в те годы ещё побаивался "давить пальцами кнопки", мобильные телефоны только начали появляться, а карточки были уже у всех, кто путешествовал. Как раз с расцветом популярности этих моделей все отельеры столкнулись с новой проблемой, которой раньше никогда не было.
Постоялец съехал, а сейф закрыт
С ключевыми замками или блок-локами это было невозможно. При чек-ауте гость не мог не отдать то, что ему выдали при заезде. Нет, ключи рассеянные гости тоже теряли, но за это покупали новый сейф гостинице. А с электронным замком это оказалось глобальной напастью. Ну почти все из пользовавшихся сейфами постояльцев съезжая, оставляли их в запертом состоянии. Причём большинство делали это автоматически, без злого умысла.
Выход из положения был быстро найден. Гостиницам предложили системы с контроллером, подключив который к сейфу, можно было его "сбросить" в первоначальное состояние. Что, в свою очередь, породило следующую проблему, уже у постояльцев. Мысль, что персонал гостиницы может беспрепятственно открыть любой запертый на уникальный клиентский код сейф, вызвало массу подозрений и злоупотреблений. Эту проблему затем тоже решили.
Универсальный контроллер достаточно быстро получил функцию считывания протоколов доступа. Что мгновенно сняло проблему у гостиниц, которые регулярно обвиняли в том, что пока гость ходил на пляж, из его сейфа украли 100500 триллионов денег в бриллиантах.
Всё было бы здорово, но появилась ещё одна проблема. Гостиничный сейф в номера покупается чуть ли не один раз в двадцать лет. От открытия отеля он, по идее, должен служит не только до ближайшей реновации, но и долго после. Но не тут то было, Электроника с компьютерами развивается очень быстро и найти какой-нибудь древний комп лет через 10, которым можно было бы управлять замком на сейфе, стало задачей нереальной. А контроллеры персонал гостиниц ломает, ворует и теряет. И через десяток лет открыть за выписавшимся гостем заботливо закрытый им сейф становится невозможно.
Заменить всё
Приходится отелю, когда произошло как минимум одно из выше перечисленных событий. Причём это система. Нам доводилось заменять все до одного установленные в сотнях номеров премиум гостиниц сейфы только потому, что последний из купленных контроллеров украли / сломали, производитель сейфов обанкротился, компьютеров с нужными портами, уже 10 лет как не выпускают, а все бывшие в наличии уже утилизированы.
Мастер ключи
Это то, к чему начинают склоняться те из отельеров, кто уже потоптался не описанных выше граблях. Но проблема их в том, что это автоматически возвращает всю гостиницу в каменный век, то есть в описанный ранее ключевой период. Со всеми потерями в имидже. Причём сейчас это стало ещё хуже. Все сейфы с электронным замком, страхуемым мастер-ключом, производятся в Китае, стоят три копейки, продаются в любом магазине "сделай сам" и ломаются практически сразу.
В итоге оказывается, что через год после обновления сейфового парка ничего не работает, постояльцы недовольны, и уровень гостиницы медленно ползёт вниз.
Идеальное решение
Этой проблемы, больше напоминающей замкнутый круг, было предложено корейским Diplomat Safe.
Было разработано семейство гостиничных сейфов со следующим функционалом:
- сейф нельзя запереть, не введя код. Что тут же отсекло тех, кто оставлял гостиницы с проблемой не по злому умыслу.
- электронные замки получили мастер коды, про которые постояльцы не знают.
- введена специальная процедура смены мастер кода, что позволяет во-первых разделять права между разными группами персонала, а во-вторых снизить риски, связанные с увольняющимися сотрудниками.
- две модели, одна из которых работает с внешним контроллером и ведёт протоколы, а вторая совсем простая и не требует никаких внешних устройств
- версия, работающая с внешним контроллером, сохраняет свою функциональность и без него. Недоступными становится только часть функций, не влияющих на дальнейшую эксплуатацию.
- уникальная надёжность электроники, типичная для сейфов Diplomat. Электронные замки работают по 20 лет без проблем.
Как всякая качественная вещь, эти сейфы не стоят три копейки. Но и не запредельно дороги. От одной до трёх ночей, в зависимости от класса гостиницы.
В качестве бонуса есть возможность заказать более подходящий к интерьеру номеров цвет корпуса.
С технической точки зрения такие сейфы являются классическим примером неклассифицированных изделий. Предъявляемые у ним специфические требования вступают в прямое противоречие со всеми существующими сейфовыми стандартами. Но они никуда не денутся, и заменять приличные, функциональные и надёжные изделия на дешёвую ломучую лабуду потому, что формальных требований нет, значит не только себя не уважать, но и гостей в грош не ставить.
Как Вы видите, выбрать для приличной гостиницы модель сейфов для номеров не так просто, как первоначально казалось. Решения о том, что довлеет, функционал или бюджет, даётся не просто. И даже минимальную программу реализовать оказывается не так дёшево, как хочется.
Мы можем смело утверждать, опираясь и на личный опыт, ведь путешествуя по миру, мы так или иначе сталкиваемся с гостиничными сейфами разных производителей, изделия Diplomat - абсолютно лучшие!
В завершении следует отметить, что гостиницам нужны и другие сейфы. Помимо обычных для офисных или денежных нужд, нормальному отелю пригодятся депозитные стойки, картотечные огнестойкие сейфы и специальные решения для ключей.