Считается, что живём мы в век технического прогресса, который стремительно несётся всё вперёд и вширь, да ещё опережающими темпами. Но если критически посмотреть на то, что нас окружает, то картинка получается несколько иная.
Возьмём, к примеру, телевизор. Появившись в конце 50-х, в течение всего десяти лет это чудо техники плотно вошло почти в каждую семью. Кто жил в те годы, или хотя бы в конце 70-х, помнят, как это всё происходило: Вы щёлкали выключателем, затем где-то внутри ящика что-то начинало жужжать и тихо нагреваться. Потом, буквально в течение пары минут, из тихого жужжания постепенно появлялся звук, а следом за ним кинескоп, потихоньку из центра к краям наполнялся светом и, с небольшой задержкой, на матовом стекле появлялись волшебные картинки.
Вот он был, наглядный пример технического прогресса. После десятилетий сидения около радиоприёмника, новости теперь стало можно видеть, а чтобы посмотреть кинофильм, уже не надо было одеваться, ехать через полгорода, стоять в очереди за билетами. Главной газетой в каждой семье стала программа передач, а говорящие из телевизора головы чуть ли не членами семьи.
Следующим шагом прогресса стало расцвечивание изображения. Это было ощутимо до уровня волшебства, настолько, что затмило собой заметное увеличение габаритов домашнего окна в мир. От плошки с заполненным водой увеличительным стеклом, которое потом превращалось в аквариум до почти 70 сантиметров по диагонали, что для наших комнат в хрущёвках, брежневках и даже сталинках казалось настоящим кинотеатром.
Потом произошёл ещё один скачок технического прогресса. Появились полупроводники, и телевизоры научились говорить сразу после щелчка, безо всякого прогрева. И не беда, что картинка на кинескопе всё ещё появлялась позже. Заскочив домой и уже опаздывая к началу, не важно чего, футбольного матча, фильма или программы ВРЕМЯ, Вы уже были в курсе и не теряли ни секунды, ни клочка информации. Вот это был ощутимый скачок прогресса.
Следующим был шаг, практически не затронувший наши палестины, по своей невостребованности. Большие проекционные экраны, растянувшиеся за метр и под два по диагонали, даже если бы их удалось втащить через наши лестничные клетки, места бы для жизни в малогабаритных квартирах не оставили. Наш человек, который в булочную на такси не ездил, видел эти плоды технического прогресса только на страницах журнала АМЕРИКА, и на свой счёт, всё это буйство визуального разврата, не принимал.
Последующий шаг технического прогресса почувствовал и оценил уже каждый — плоские экраны телевизоров не только освободили место на комодах, но и начали погружать нас в свой сказочный мир, немедленно после щелчка кнопкой на пульте. И да, пульты дистанционного управления телевизором, это тоже был большой шаг того же прогресса в смотрении телевизора дома.
Поражает путь, пройденный от дистанционного управления ПТК (если кто помнит - Переключатель Телевизионных Каналов) младшим членом семьи, через проводные коробки размером с половину обувной к неизвестно куда запропастившемуся коробку в половину сигаретной пачки и, в конце концов, тач-скрину мобильника.
Телевизоры росли и окончательно перебрались с мебели на стены, превратившись в большие окна в уже нереальный мир. Но что мы получили в итоге? Найдя, после долгих розысков и переругавшись с половиной членов семьи, пульт, Вы нажимаете на кнопку включения и… Ничего не происходит. Причём намного дольше самого древнего лампового собрата.
Поумнев и обзаведясь своими операционными системами, наши телевизоры начали загружаться. Причём со скоростью уже давно списанных и утилизированных персональных компьютеров IBM XT. Но они не только загружаются. Эти подлые твари, пройдя процесс загрузки ОСИ, ничем не выдают свою готовность, а начинают подглядывать своими встроенными камерами. И дальше начинается. Кто из обитателей квартиры попал в поле зрения? Что они по отдельности и все вместе смотрели за последний месяц или год?
После опознания тел и их пристрастий, это чудо враждебной гуманоидам техники, принимает решение, что оно даст посмотреть, а что низяяя. Параллельно проверит балансы на карточках (Вы ведь сдуру или от лени наверняка за какой-нибудь сервис платили), потом выяснится, что за Вами задолженность и вообще… В итоге полная невозможность, возвращаясь к модели поведения, описанной ранее, вбежав домой и щёлкнув кнопкой, погрузиться в матч или фильм безо всей продолжительной мутотени, включая проверку кредитоспособности. Получился вовсе не прогресс, а самый настоящий регресс.
Представляете, что будет, когда внедрится 5G? Телевизор обменяется данными с холодильником и унитазом и Вы вообще не сможете добиться того, чего неожиданно захотели. Это уже не Большой Брат. Оруэлл тут отдыхает.
На фоне всего этого технического регресса, а любой процесс, усложняющий жизнь человека, это именно регресс, и дауншифтинг здесь не причём, вся эта цветомузыка делает нас и, что самое страшное, наших детей полными и законченными идиотами. Мы уже ничего не запоминаем. В школах, кстати, заучивание стихов ещё, как метод существует, но фактически не используется. Ведь зачем что-то помнить, в руке всегда есть гугл, а для совсем ленивых и безграмотных, алиса с сири. Их можно спросить и они всё расскажут.
Мало кто задаётся элементарным вопросом, откуда берутся эти ответы? Если с поисковой выдачей и её, в большинстве своём, бредовостью, можно хоть как-то найти дополнительную инфу, просто пролистав до третьей - пятой - двадцатой страницы выдачи, то с голосовыми ассистентами это без вариантов, ответ только один.
Задумайтесь над тем, насколько вредна и порочна нынешняя практика обучения, когда за любым ответом на вопрос лезут в интернет. Ведь когда критерием истины была Большая Советская, Брокгауз с Евфроном или Британика, Вы лезли за ответом туда, волей или не волей пользуясь знанием алфавита. А поисковики даже грамматические ошибки научились исправлять.
Отступая, из своего школьного детства до сих пор с весельем вспоминаю, когда в поисках Большой Марьинской улицы, которую почему-то, из проходивших у метро Щербаковская, которая ныне Алексеевская, никто не мог показать, пришлось обратиться к милиционеру. Который был метрополитеновский. И потом долго, вместо анекдота, всем рассказывал, как тот сержант, явно приехавший в столицу из какой-то глухой деревни, растерянно разводил руками, показывая, что в справочнике (у них был свой, для служебного пользования!) на Ба_ нет такой улицы.
Сейчас приходит понимание, что это был человек из будущего.
Мы, в поисках ответа на вопросы в толстых томах энциклопедий, не только постоянно тренировали алфавит, но волей или неволей читали то, что случайно привлекало наше внимание при пролистывании страниц. То есть получали дополнительную информацию, никак не связанную с основным запросом. Что, во-первых, не мешало, а во-вторых, шло на пользу. Не говоря про то, что полученный ответ был всегда верифицированным. Мог быть еще и идеологизированным, политизированным, но никогда — абсолютным бредом.
В результате кончины института редактуры и перехода всего в руки автоматических спеллеров, бред из поисковых выдач постепенно перебирается в печатные издания. Как, например, в достаточно толстом и претендующем на солидность и авторитетность издании “Истории Европы”, русский перевод труда английских авторов был подсмотрен за спиной теперь уже бывшего кремлёвского идеолога по фамилии Сурков, знаете что было написано про Леонардо? Который Да Винчи. Оказывается, очень важной составной частью творчества этого человека было то, что он был педиком. Занавес, пауза, цитата Лаврова С.В.: ДВЛБЛД
Сидя на заборе, насвистывая какую нибудь мелодию и пялясь на облака или проходивших мимо девчонок, мы думали. Мечтали, строили воздушные замки. Даже будучи самой читающей нацией, в интервалах между автобусом и метро, наши уши не были заняты наушниками, и мы не пялились в экран, а всегда о чём-то думали. Целенаправленно или непроизвольно, но извилины шевелились.
На сегодня наши информационные каналы постоянно переполнены, нас непрерывно захлёстывает мутный поток нефильтрованного, но и не Баварского. Практически невозможно остаться наедине с собой и своими мыслями. Молодёжь зачастую вообще не может себя ничем занять, в первую очередь потому, что уже просто не умеет. Когда у них садится аккумулятор и вокруг нет зарядки, они теряются, а если отключение продолжается чуть дольше четверти часа, у них начинается форменная ломка.
Начинаешь понимать, что те же Джобс, Гейтс и многие другие создатели нашего цифрового окружения, недаром запрещали своим детям дома пользоваться своими (и не своими тоже) продуктами. Они всё понимали и пытались своих детей сохранить людьми мыслящими, а не приставками к смартфонам.
Вообще есть ещё одна, вколачиваемая в неокрепшие головы, идея о том, что наушники, это большое благо, в них можно и нужно находиться чуть ли не круглосуточно. Сколько поколений с детства уверены в том, что “музычка” и, в особенности “рэпчик”, ни в коей мере им не мешает? И под журчащее, а то громыхающее в ушах, можно не только передвигаться, игнорируя приближающийся визг тормозов Камаза, но и учиться.
Для понимания глубины и источника проблемы, следует сделать художественно-литературное отступление.
Возможно Вам хорошо известна склонность наших, как политкорректно их называют, “партнёров”, действовать всегда по одним и тем же шаблонам. Причём сами эти шаблоны могут быть как неоднократно опробованными, так и вытащенными из глубин архивов. Когда никто уже не может подтвердить или опровергнуть их работоспособность.
В 1953 году самую престижную в мире научно-фантастической литературы премию Хьюго получил роман Альфреда Бестера “Человек без лица”. В оригинале называвшийся “The Demolished Man”, то есть “Разрушенный человек”, где один из персонажей пишет специальные стишки, которые въедаются буквально в подкорку у прочитавшего, что является ключом к получению телепатического над ним контроля. Что-то вроде “Ах ты кАмбала, не вОбла — смотри в Оба, смотри в Оба!” въедается в мозг и вытесняет оттуда любую умственную деятельность.
Создаётся впечатление, что идеи того, что сегодня называется “нейро-лингвистическим программированием” позаимствованы именно из этого романа, а инструментом выбран тот самый “рэпчик”. И если для негров из Нового Орлеана, и так необиженных избыточным интеллектом, да к тому же постоянно находящимся под “дурью”, это нормальное состояние, то этот инструмент вполне годится и для того, чтобы заблокировать мыслительную деятельность у нормальных подростков. Мозг, он ведь как мышца, без нагрузки и постоянных упражнений, атрофируется. А в освободившемся месте свободно поселяется какой-нибудь моргенштерн.
Те, у кого есть дети-подростки, прекрасно знакомы с эффектом премьеры блокбастера. К её дате у чада крыша оказывается снесена полностью и ни о чём, кроме как о крутизне и неповторимости новой 16-серии “Человек-Нетопырь” от “чего-то там комикс”, оно ни думать, ни говорить не способно, и готово на всё, чтобы воочию узреть чуть ли не на самом первом в городе сеансе, а потом с гордостью ходить и “спойлерить”. При попытке узнать, в чём же там суть и где кроется крутизна свеже просмотренного, в ответ льются бессвязные восторженные эмоции, так как пересказать сюжет можно только тогда, когда он есть.
Те же технологии прекрасно справляется со стимуляцией потребительского спроса. Если в уши непрерывно, днём и ночью, дует “купи”, “посмотри”, “это круто” и тому подобно, то субъект, не имеющий физической возможности задуматься о том, нужно ему это или нет, выпучив глаза несётся “квалифицированно потреблять”. За судорожными покупками 196-го айфона в кредит, недалеко и до исполнения команды выходить на площади с протестными уточками. На следующем этапе окно Овертона расширяется до непринуждённого расчленения и поедания соседа. Прогрессивная поначалу технология уверенно ведёт к утрате статуса “человека разумного”, к голимому регрессу?
Как защититься от скоростной дебилизации и противостоять регрессу? Отключить, хотя бы временно информационный поток. Это же так просто, требуется только сила воли. Поставить на полки увесистые тома и искать ответы на вопросы в них, по ходу задумываясь над позицией редактора, стоявшего за спиной автора. Из гаражей и антресолей вернуть виниловые вертушки. При поломке девайса не покупать без нужды новый, а попытаться починить, поменять часть или просто почистить. Под предлогом простого любопытства пересмотреть оригинальные версии фильмов, а между делом вытащить на стол и затем перечитать первоисточник. До печати следущей статьи на машинке возможно и не дойдет…...